Письмо Минфина от 13.05.2005 № 03-06-04-04/23


Как следует из письма Минфина от 13.05.2005 № 03-06-04-04/23 "О порядке исчисления и уплаты авансовых платежей по транспортному налогу", налоговое законодательство не предусматривает порядка исчисления авансовых платежей по итогам отчетных периодов на основе налоговой базы. Поэтому согласно пункту 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пени в случае просрочки уплаты данных платежей начисляться не должны.




Форма требования об уплате налога


                                                        Приложение 3
   
                                                           Утверждено
                                                  Приказом МНС России
                                  от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465
   
   ________________________________  ________________________________
   (наименование налогового органа)     (ф.и.о. физического лица -
                                      налогоплательщика (плательщика
                                      сборов) или налогового агента)
   ________________________________  ________________________________
      (адрес налогового органа)         (ИНН / ОКАТО (при наличии)
                                        и адрес физического лица -
                                      налогоплательщика (плательщика
                                      сборов) или налогового агента)
   
                          ТРЕБОВАНИЕ N ______
                           ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА
                 по состоянию на "__" _______ 200_ г.
   
   __________________________________________________________________
                    (наименование налогового органа)
   ставит в известность _____________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество - физического лица -
                           налогоплательщика (плательщика сборов)
                          или налогового агента налогоплательщика)
   о том,  что за Вами числится задолженность по налогам (сборам),  а
   также  пеням.  На  основании действующего на территории Российской
   Федерации законодательства о налогах и сборах Вы обязаны уплатить:
   
   ----T------------T-------------T---------T---------T-------------
   ¦ N ¦Наименование¦Установленный¦Недоимка,¦  Пени,  ¦Код бюджетной¦
   ¦   ¦   налога   ¦ срок уплаты ¦  рублей ¦  рублей ¦классификации¦
   ¦   ¦   (сбора)  ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦ 1 ¦            ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦ 2 ¦            ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦ 3 ¦            ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦ 4 ¦            ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦ 5 ¦            ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦ 6 ¦            ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦...¦            ¦             ¦         ¦         ¦             ¦
   +---+------------+-------------+---------+---------+-------------+
   ¦   ¦Итого       ¦      х      ¦         ¦         ¦             ¦
   L---+------------+-------------+---------+---------+--------------
   
   По состоянию на __.__.__ г. за Вами числится общая задолженность в
   сумме _______ руб., в том числе по налогам (сборам) _____ руб.
   __________________________________________________________________
                    (наименование налогового органа)
   предлагает числящуюся за _________________________________________
                                   (Ф.И.О. физического лица -
                             налогоплательщика (плательщика сборов)
                                     или налогового агента)
   задолженность погасить.
   

                                                    Оборотная сторона
   
   Основания взимания налогов (сборов) ______________________________
   __________________________________________________________________
                (указать подробные данные об основаниях
   __________________________________________________________________
           взимания налогов (сборов), норму законодательства
   __________________________________________________________________
               Российской Федерации о налогах и сборах,
   __________________________________________________________________
             устанавливающую обязанность налогоплательщика
               (плательщика сборов) или налогового агента
   __________________________________________________________________
         уплатить налог или сбор, сорок уплаты налога (сбора))
       В случае,  если  настоящее  требование  будет  оставлено   без
   исполнения, в срок до __.__.__ года ______________________________
                                          (наименование налогового
                                                  органа)
   примет все предусмотренные законодательством о  налогах  и  сборах
   (статья  48  части первой Налогового кодекса Российской Федерации)
   меры  принудительного  взыскания   налогов   (сборов)   и   других
   обязательных платежей.
   __________________________________________________________________
             (данная часть заполняется в случае направления
         налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому
            агенту уточненного требования об уплате налога)
   В связи с тем, что обязанность ___________________________________
                                       (ф.и.о. налогоплательщика
                                  (плательщика сборов) или налогового
                                                 агента)
   по уплате  налога  (сбора),  а  также   пеней   изменилась   после
   направления   требования  об  уплате  налога  от  __.__.__  N ___,
   требование от __.__.__ N ______ отзывается.
   
   Руководитель (заместитель руководителя)
   __________________________________________________________________
                    (наименование налогового органа)
   ______________________ ____________________ ______________________
      (классный чин)           (подпись)               (Ф.И.О.)
   
   М.П.    "__" ___________ 200_ г.
   
   Исполнитель __________________ Телефон ___________
                    (Ф.И.О.)
   
   Получено
   __________________________________________________________________
         (подпись и Ф.И.О. физического лица - налогоплательщика
            (плательщика сборов) или налогового агента либо
           его уполномоченного представителя, дата получения)
   




Постановление ФАС СЗО


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2004 года Дело N А66-6754-03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., рассмотрев 30.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.10.2003 (судья Ильина В.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2003 (судьи Орлова В.А., Бажан О.М., Рощина С.Е.)

Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-6754-03,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Селижаровское ремонтно-механическое предприятие" (далее - ОАО "Селижаровское ремонтно-механическое предприятие", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 04.09.2003 N 24 в части доначисления 39127 руб. 50 коп. транспортного налога и начисления 2545 руб. пеней за его несвоевременную уплату.

Решением суда первой инстанции от 21.10.2003 требования Общества удовлетворены полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - положений Закона Тверской области от 06.11.2002 N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области" (далее - Закон Тверской области "О транспортном налоге"), устанавливающих порядок уплаты этого налога.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной ОАО "Селижаровское ремонтно-механическое предприятие" декларации по транспортному налогу за первый квартал 2003 года, результаты которой отражены в акте от 23.07.2003 N 28.

В ходе проверки налоговый орган установил неполную уплату Обществом налога в связи с применением при его исчислении не предусмотренного законодательством корректирующего коэффициента ?.

По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 04.09.2003 N 24 о доначислении ОАО "Селижаровское ремонтно-механическое предприятие" 39127 руб. 50 коп. транспортного налога и начислении 2545 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога. В тот же день налоговый орган направил Обществу требование N 1302 об уплате доначисленных в ходе проверки сумм.

Налогоплательщик посчитал незаконным решение налоговой инспекции и оспорил его в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что в соответствии с Законом Тверской области "О транспортном налоге" налоговым периодом по налогу признается год, а отчетным периодом - квартал. Согласно статье 2 названного Закона по итогам отчетных периодов налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи, а окончательная сумма налога уплачивается до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако механизм расчета авансовых платежей в Законе Тверской области "О транспортном налоге" (в редакции, действовавшей в 2003 году) определен недостаточно четко, в результате чего налоговый орган сделал вывод о том, что вся сумма налога должна уплачиваться налогоплательщиками по итогам первого квартала. По мнению заявителя, такое толкование положений Закона не согласуется с иными его положениями и фактически изменяет установленный срок уплаты налога по итогам года.

Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали недействительным ненормативный акт налогового органа в оспариваемой части.

Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

В соответствии с этой нормой на территории Тверской области Законом Тверской области "О транспортном налоге" введен названный налог.

Статьей 2 Закона Тверской области "О транспортном налоге" определен порядок уплаты указанного налога. В силу пункта 1 данной статьи отчетными периодами по налогу для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено статьей 2 Закона Тверской области "О транспортном налоге", налогоплательщик-организация исчисляет сумму авансового платежа исходя из ставки налога и соответствующей налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода, и представляет в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств расчет суммы транспортного налога за соответствующий отчетный период согласно Приложению N 2 к названному Закону.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода подлежат уплате по месту нахождения транспортных средств в срок до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом. В этот же срок представляется расчет суммы транспортного налога.

Окончательная сумма налога уплачивается до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из статьи 359 НК РФ, налоговая база по транспортному налогу определяется из мощности двигателя транспортного средства либо его валовой вместимости.

Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, то окончательно налоговая база и сумма налога определяются и уплачиваются по итогам года.

Однако согласно порядку уплаты налога, установленному пунктом 1 статьи 2 Закона Тверской области "О транспортном налоге", полная сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками-организациями уже по итогам первого квартала текущего налогового периода.

Такая ситуация нарушает предусмотренный пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации принцип равенства налогоплательщиков, поскольку ставит в неравное положение налогоплательщиков-организаций, вынужденных уплачивать налог до истечения налогового периода, и налогоплательщиков - физических лиц уплачивать налог по итогам налогового периода.

Более того, необходимо отметить, что с 2004 года действует новая редакция статьи 2 Закона Тверской области "О транспортном налоге", в соответствии с которой по итогам каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено названным Законом, налогоплательщик-организация исчисляет сумму авансового платежа в размере ?, ? и ? годовой суммы налога соответственно, определенной исходя из ставки налога и соответствующей налоговой базы.

Учитывая универсальность воли законодателя, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что по итогам первого квартала налогоплательщикам-организациям следует уплачивать ? суммы транспортного налога, определенной исходя из ставки налога и соответствующей налоговой базы.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд

Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2003 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-6754-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тверской области - без удовлетворения.


Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ШЕВЧЕНКО А.В.



(Материал добавлен на сайт 21.09.05)


Назад
   
Hosted by uCoz